И снова мы. Илон Маск, генеральный директор Tesla, объявил во время отчета о прибылях и убытках за 4 квартал 2024 года, что в июне этого года компания запустит в Остине, штат Техас, сервис "полного автономного вождения без присмотра". Это соответствует предыдущим заявлениям Маска о запуске беспилотных автомобилей без присмотра в Калифорнии и Техасе во втором квартале 2025 года. Но, в отличие от предыдущих расплывчатых заявлений, последнее содержит более конкретные детали и указывает на потенциальный сдвиг в подходе Tesla к автономному вождению.
Tesla обещает полностью автономный автопарк для клиентов с 2016 года, но спустя почти 10 лет последние заявления Маска предполагают иную стратегию. Указав "как платную услугу" и сосредоточившись на Остине, а не на Техасе в целом, Tesla намекает на автономную услугу вызова такси с геозоной и возможностями телеуправления. Это буквально копия подхода Waymo, которая уже много лет предлагает автономные поездки в нескольких городах.
Маск подтвердил, что Tesla не будет предлагать автономное вождение без присмотра до тех пор, пока ее система не превзойдет по безопасности водителей-людей. Tesla стремится достичь расстояния между необходимыми разъединениями, эквивалентного километрам, пройденным человеком между столкновениями. Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA) оценивает это расстояние в 1 078 300 км. Это почти в три раза больше расстояния от Земли до Луны. В настоящее время система Tesla не достигает этой цели, поскольку, по имеющимся данным, расстояние между необходимыми отключениями составляет менее 805 км. Да, это долгий путь.
Как обычно, Маск сохраняет оптимизм, предсказывая запуск FSD без присмотра в Калифорнии и других регионах США к концу года. Учитывая его давнюю практику завышения сроков, к таким заявлениям стоит подходить с осторожностью. На всякий случай возьмите с собой полное ведро и большой мешок соли.
Концепция роботакси Tesla не нова. Маск неоднократно высказывался о своем видении будущего, в котором люди будут владеть несколькими роботакси и получать доход за счет сети райдшерингов. В 2019 году он даже предсказал, что в течение года на дорогах будет выпущено более миллиона роботакси, и эта цель еще не достигнута. С учетом того, что Cybercab будет запущен в производство в следующем году, есть шанс, что Tesla достигнет этого к 2030 году.
Кстати, Waymo начала предлагать избранным пользователям полностью автономные поездки в Остине в конце 2024 года и планирует полностью запустить сервис в этом году. Это добавляет немного интриги заявлению Tesla, поскольку, похоже, две компании могут столкнуться в гонке за внедрение автономных сервисов по вызову такси. Будем надеяться, что это всего лишь фигура речи.
План Tesla позволить владельцам транспортных средств пополнить парк роботакси своими автомобилями в следующем году довольно интересен, но целесообразность и безопасность такой системы вызывают много вопросов. Учитывая постоянное развитие рынка автономного вождения, будет по-настоящему интересно наблюдать за тем, как будут развиваться планы Tesla в ближайшие месяцы и годы.
Как бы скептически мы ни относились к этому, стремление Tesla к созданию технологии полностью автономного вождения без присмотра, несомненно, расширяет границы автономного вождения. Цели компании, как всегда, амбициозны, но путь к их достижению полон трудностей. Tesla движется со скоростью улитки и утверждает, что каждый сантиметр прогресса - это гигантский шаг, но в конце концов она достигнет цели. И когда это произойдет, это будет не что иное, как революция.
Источник