Европейский союз и Китай изучают радикальную альтернативу тому, как осуществляется торговля электромобилями между регионами. Вместо существующей системы тарифов они рассматривают возможность установления минимальных цен на электромобили китайского производства, продаваемые в Европе. По данным Министерства торговли Китая, переговоры между двумя экономическими державами должны начаться немедленно.
Это потенциальное изменение произошло после того, как в октябре 2024 года Европейский Союз повысил налоги на импорт электромобилей, построенных в Китае. Эти тарифы включали в себя 17%-ный налог на автомобили от таких компаний, как BYD, и солидный 35,3%-ный налог на транспортные средства от SAIC, которые были добавлены в дополнение к стандартной импортной пошлине на автомобили. Идея заключается в том, что минимальные цены могли бы заменить эти налоги, если обе стороны согласятся.
Немецкая автомобильная ассоциация VDA выразила обеспокоенность по поводу тарифов, заявив, что они нарушают установленные правила мировой торговли и негативно влияют на международные цепочки поставок и экономический рост. Данные показывают, что только за первые два месяца 2025 года из Китая в ЕС было отправлено более 50 000 электромобилей на батарейках. Между тем, продажи подключаемых гибридных автомобилей, которые в настоящее время не подпадают под действие тарифов ЕС, выросли на 892%, и за тот же период в ЕС было ввезено 25 900 единиц.
В 2023 году на долю китайских электромобилей, таких как Like, пришлось около 8% рынка электромобилей с батарейным питанием в ЕС. Их рост замедлился с тех пор, как ЕС ввел тарифы в прошлом году. Напротив, количество электромобилей с батарейным питанием, экспортированных из ЕС в Китай, было значительно ниже и составило всего 11 499 единиц в 2023 году, и ожидается, что в ближайшее время это число не увеличится.
Чтобы справиться с тарифной ситуацией, некоторые китайские компании планируют производить автомобили на территории ЕС. Например, BYD планирует начать строительство завода в Венгрии в конце этого года. Введение минимальных цен на китайские электромобили могло бы помочь выровнять ситуацию, предотвратив продажу этих автомобилей по значительно более низким ценам, чем у европейских производителей.
Есть опасения, что установление минимальных цен может привести к росту издержек для людей, желающих приобрести электромобили, что потенциально замедлит внедрение электромобилей. Европейские автомобильные компании, включая таких крупных игроков, как Volkswagen и Stellantis, уже пытаются конкурировать с более дешевыми китайскими электромобилями. Немецкие автопроизводители особенно обеспокоены тарифами, поскольку опасаются, что Китай может ответить своими собственными налогами на элитные европейские автомобили.
Транспорт является значительным источником загрязнения окружающей среды в ЕС, на его долю приходится около четверти всех выбросов CO2 в 2019 году, причем большая часть этих выбросов приходится на дорожные транспортные средства. Повышение цен на китайские электромобили может затруднить достижение ЕС его целей в области экологически чистого транспорта и может привести к тому, что автомобили с бензиновыми двигателями будут дольше эксплуатироваться на дорогах. Если китайские компании будут производить электромобили на территории ЕС, это может снизить уровень загрязнения окружающей среды транспортными средствами. Однако общая экологическая выгода будет зависеть от того, насколько чистой будет энергия, используемая на этих европейских заводах.
ЕС также стремится защитить свои развивающиеся отрасли с использованием экологически чистых технологий от наплыва дешевого импорта из Китая. Хотя это может стимулировать инновации в Европе, оно также сопряжено с риском нанесения ущерба международным торговым отношениям.
Через