Рынок электромобилей стремительно меняется, и некогда бесспорное доминирование Tesla, по-видимому, на данный момент утрачено. Новые данные свидетельствуют об изменении предпочтений потребителей, особенно на огромном китайском рынке, где набирают обороты отечественные бренды BYD и Xiaomi.
Недавний опрос UBS выявил существенные изменения в настроениях китайских потребителей. Только 14% респондентов в настоящее время считают TESLA своим лучшим выбором для бренда электромобилей. Этот показатель заметно снизился по сравнению с 18% год назад и далек от своего пика в 30% в 2020 году. В отличие от этого, популярность отечественных гигантов BYD и Xiaomi, производителя смартфонов, ставшего игроком в автомобилестроение, стремительно растет. UBS объясняет свой рост "качественными предложениями продуктов", "технологическими инновациями" и, что особенно важно, "ценообразованием, которое лучше соответствует ожиданиям рынка".
Но это не просто локальное явление. Во всем мире процент потребителей, которые выбирают электромобили Tesla в качестве своего главного выбора, снизился с 22% до 18%. На внутреннем рынке Tesla, в Соединенных Штатах, только 18% потенциальных покупателей электромобилей в настоящее время рассматривают Tesla в качестве своего основного выбора, по сравнению с 22% в 2024 году. В Европе доля привилегированных акций Tesla снизилась до 15%, и ее обогнали известные немецкие автопроизводители Audi и BMW.
Канадский рынок, особенно Квебек, представляет для Tesla еще более мрачную картину. Продажи Tesla в Квебеке, лидирующем на рынке электромобилей в Северной Америке, благодаря стимулирующим мерам, доступной гидроэлектростанции и преданной базе энтузиастов электромобилей, резко упали. По данным Квебекского общества автомобильного страхования (SAAQ), в первом квартале 2025 года Tesla поставила в Квебеке всего 524 автомобиля. Это ошеломляющее снижение на 87% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Приостановка программ стимулирования электромобилей привела к более широкому падению канадского рынка электромобилей на 45% в первом квартале, но значительно более резкое падение Tesla указывает на более серьезные проблемы. Компания решила больше не импортировать автомобили в Канаду в этом квартале из-за отсутствия спроса.
Несколько факторов сошлись воедино, чтобы создать этот "идеальный шторм" для Tesla в Канаде. Помимо перерыва в стимулировании, компания столкнулась со спорами из-за того, что якобы подала тысячи сомнительных запросов на стимулирование на сумму 42 миллиона канадских долларов, которые позже были описаны как отложенные.
Усугубляя ситуацию, канадское правительство в апреле ввело 25%-ные пошлины на автомобили Tesla в ответ на торговые споры, что привело к росту цен. Это сочетание факторов фактически подорвало некогда многообещающий рынок Tesla в Квебеке.
Тем временем китайские конкуренты завоевывают сердца и умы покупателей и превращают их в продажи. Только в апреле продажи Xiaomi в SU7SEDAN достигли 26 223 единиц, опередив модель Tesla Model 3 в Китае за этот месяц. Их недавно представленный YU7SUV позиционируется непосредственно на фоне популярной модели Tesla Y, предлагая такие многообещающие функции, как система управления автомобилем в городе и большой информационно-развлекательный дисплей, и все это по ожидаемой конкурентоспособной цене.
BYD продолжает свое неустанное шествие, впервые обогнав Tesla по продажам в Европе в апреле 2025 года. В этом месяце компания BYD зарегистрировала в Европе 7 231 электромобиль, что на 169% больше, чем в прошлом году, в то время как количество зарегистрированных в Европе автомобилей Tesla сократилось на 49% до 7 165 единиц. В Китае за одну неделю в начале мая (5-11 мая) компания BYD зарегистрировала почти 68 000 автомобилей, в то время как поставки Tesla сократились всего до 3070, что на 69% меньше, чем за ту же неделю годом ранее. Общие продажи Tesla в Китае также снизились на 60% в месячном исчислении с марта по апрель, до 28 731 единицы.
Местные китайские бренды электромобилей уступают Tesla как по характеристикам, так и по цене. Смартфон Xpeng'Smona 03 предлагает функции интеллектуального вождения примерно в два раза дешевле Model 3. Xiaomi и другие местные производители теперь предлагают автомобили, оснащенные функцией городской навигации на автопилоте (NOA), по цене 200 000 юаней (около 24 900 евро). Напротив, система полного автономного вождения Tesla (FSD) остается дорогостоящим вариантом и сталкивается с трудностями при выполнении своих обещаний в сложных условиях вождения в Китае.
Через 1|Через 2