Цены на аккумуляторы для электромобилей резко упали в 2024 году

Хорошая новость для всех, кто подумывает о покупке электромобиля: аккумуляторы, которые питают его, в прошлом году стали намного дешевле. Согласно исследованию Международного энергетического агентства (МЭА), в 2024 году цены на литий-ионные аккумуляторы, которые являются основой любого электромобиля, упали на 20%. Это самое значительное падение цен с 2017 года.

EV batteries are getting cheaper sparking hope and fierce global competition

Почему так резко упали цены? Это связано с целым рядом факторов. В настоящее время все больше компаний производят аккумуляторы, что приводит к усилению конкуренции. Заводы наращивают производство, поскольку спрос на электромобили продолжает расти, что подталкивает отрасль к инновациям и сокращению издержек.

В отчете МЭА подчеркивается, что в 2024 году цены на литий, ключевой компонент этих аккумуляторов, упали почти на 20%, вернувшись к уровню, который в последний раз наблюдался примерно в 2015 году. И это несмотря на то, что в 2024 году в мире использовалось примерно в шесть раз больше лития, чем тогда. Хотя удешевление полезных ископаемых сейчас является благоприятным фактором для снижения затрат на электромобили, МЭА предупреждает, что если цены будут оставаться слишком низкими слишком долго, это может отбить у компаний охоту инвестировать в будущие горнодобывающие проекты.

EV batteries are getting cheaper sparking hope and fierce global competition

Цены на аккумуляторы упали повсеместно, но самое резкое снижение было отмечено в Китае. Это неудивительно, поскольку Китай лидирует в мировой гонке производителей аккумуляторов. Страна не только обеспечивает себя необходимым сырьем, но и лидирует в разработке новых аккумуляторных технологий. В исследовании МЭА говорится, что ошеломляющие 80% всех аккумуляторных элементов EV, произведенных в 2024 году, были произведены в Китае.

В отчете объясняется, что "жесткая конкуренция" в Китае вынудила большинство производителей аккумуляторов пойти на снижение прибыли. В свою очередь, это побудило их повысить эффективность производственных процессов и подготовить большое количество квалифицированных сотрудников, увеличив их преимущество в затратах по сравнению с Соединенными Штатами и Европой.

EV batteries are getting cheaper sparking hope and fierce global competition

Большая часть успеха Китая связана с конкретным типом аккумуляторов: литий-железо-фосфатными, или LFP-аккумуляторами. Долгое время аккумуляторы LFP рассматривались как бюджетный вариант для электромобилей - они были дешевле, но при этом имели меньший запас хода и мощность. Но технологии производства аккумуляторов не стоят на месте, и постоянное развитие значительно повысило их производительность, сделав их надежной альтернативой многим популярным электромобилям.

По данным МЭА, в 2024 году на долю LFP-аккумуляторов приходилось почти половина всего мирового рынка электромобилей. Их популярность растет во многих регионах. В 2024 году в Европе потребление LFP-аккумуляторов выросло примерно на 90%. На развивающихся рынках, таких как Юго-Восточная Азия, Бразилия и Индия, аккумуляторы LFP заняли более 50% рынка электромобилей, в основном благодаря импорту китайских электромобилей, особенно от BYD, а в случае Индии - автомобилей отечественного производства под руководством Tata Motors.

EV batteries are getting cheaper sparking hope and fierce global competition

Однако Соединенные Штаты отстают в внедрении LFP-аккумуляторов, на долю которых приходится всего 10% рынка, отчасти из-за тарифов на китайские товары. Тем временем Южная Корея и Япония также ускоряют разработку собственных LFP-аккумуляторов.

Исследование МЭА выявило удивительный факт, касающийся аккумуляторов для гибридных транспортных средств. Несмотря на то, что они намного меньше, чем аккумуляторы в полностью электрических автомобилях, гибридные аккумуляторы на самом деле стоят дороже за киловатт-час, что является показателем накопления энергии. В чем причина? Постоянные затраты, связанные с компонентами аккумулятора, такими как корпус и электроника, распределяются на меньшее количество элементов в компактном гибридном корпусе. Это удорожает каждый киловатт-час хранения.

EV batteries are getting cheaper sparking hope and fierce global competition

В отчете отмечается, что в 2024 году средняя цена на аккумулятор емкостью 20 кВт*ч для подключаемого гибридного электромобиля (обычного размера) была примерно такой же, как и на гораздо больший аккумулятор емкостью 65 кВт*ч, предназначенный для полностью электрического автомобиля.

В США такие автопроизводители, как General Motors, Ford и Toyota, строят планы по строительству собственных аккумуляторных заводов, следуя примеру компании Tesla с ее заводом Gigafactory в Неваде. В 2024 году производственные мощности по производству аккумуляторов в Америке выросли почти на 50%. Значительная часть этого роста, почти на 70%, была обеспечена корейскими компаниями, открывшими свои предприятия в США благодаря государственным налоговым льготам.


Это расширение означает, что в настоящее время в США установлено больше мощностей по производству аккумуляторных батарей, чем в Европейском союзе, где в 2024 году собственные мощности увеличились на 10%. Но над этим прогрессом нависла угроза. Предлагаемый в США закон, известный как "Большой и красивый законопроект", может отменить те самые налоговые льготы, которые поощряют покупку электромобилей и производство аккумуляторов внутри страны.

Источник

Source