Очень публичная и неприятная ссора между генеральным директором Tesla Илоном Маском и президентом Дональдом Трампом привела к резкому падению акций производителя электромобилей, что привело к потере стоимости на миллиарды долларов и заставило инвесторов усомниться в высокой цене политических альянсов.
Акции Tesla, известные своими резкими колебаниями даже в спокойные дни, сильно упали, упав более чем на 50 пунктов за один день. Но это резкое падение не имело ничего общего с открытием нового завода, отзывом автомобилей или квартальными показателями производства. Вместо этого, это стало прямым результатом словесной перепалки, которая велась в социальных сетях между двумя самыми известными фигурами в мире. Эта вражда фактически взорвала пузырь спекуляций, который окружал компанию с тех пор, как Маск использовал свой значительный вес и финансовую поддержку для президентской кампании Трампа.
Этот союз всегда был необычным. Маск, лицо революции в области электромобилей, стал главным спонсором политической партии, чья платформа поддерживает индустрию ископаемого топлива. Он поддержал президента, который открыто распространял дезинформацию об электромобилях. В обмен на свою поддержку, которая, как сообщается, включала в себя сотни миллионов пожертвований на предвыборную кампанию, Маск получил должность консультанта в так называемом "Департаменте эффективности правительства" - органе, который, несмотря на свое громкое название, не был официальным правительственным ведомством.
После избрания Трампа Уолл-стрит сделала большую ставку на эти отношения, и курс акций Tesla взлетел. Не из-за результатов деятельности компании, а из-за ожиданий рынка, что близость Маска к власти приведет к благоприятному отношению к его бизнесу. Инвесторы просто установили так называемую "коррупционную надбавку", предполагая, что Tesla будет вознаграждена. Какое-то время казалось, что ставка может окупиться, но реальность разрушительных для экономики тарифов и продолжающегося законодательного акцента на нефть и газ начала омрачать успех.
Отношения окончательно испортились из-за нового республиканского законопроекта о бюджете. Маск, покинув свой пост советника, публично раскритиковал законопроект, указав, что он увеличит дефицит бюджета страны на триллионы долларов. Критика вызвала яростную перепалку. Трамп парировал, что Маск просто расстроился из-за законопроекта, урезающего "мандат на электромобили" - мандат, которого на самом деле никогда не существовало. Однако законопроект отменяет федеральную налоговую льготу в размере 7500 долларов для новых электромобилей - стимул, который был основным фактором роста продаж электромобилей и от которого Tesla получила большую выгоду. Маск в ответ заявил, что он изменил ход выборов в пользу республиканцев, и обвинил президента в "неблагодарности".
Вражда быстро обострилась. Трамп пригрозил расторгнуть выгодные государственные контракты с другими компаниями Маска, включая SpaceX, которая предоставляет основные услуги НАСА и Международной космической станции. В ответ Маск пригрозил посадить капсулу Dragon на землю. Общественный резонанс достиг апогея, когда Маск обвинил Трампа в том, что он находится в списке Джеффри Эпштейна, и призвал к его импичменту. Для фондового рынка это стало последней каплей. Перспектива какого-либо политического фаворитизма исчезла, а вместе с ней и рыночная капитализация Tesla, превысившая 100 миллиардов долларов с начала этой вражды.
Эти драматические последствия свидетельствуют об опасном положении и без того проблемной Tesla. Те самые налоговые льготы и стимулы, которыми Маск, казалось, был готов пожертвовать, имеют решающее значение для прибыли компании. Законопроект, который он когда-то поддержал, предусматривает отмену не только налоговых льгот на электромобили, но и жизненно важных льгот на солнечную энергию и производство аккумуляторов в США. Без них Tesla отчиталась бы об убытках в первом квартале 2025 года. Эта вражда также может вдохнуть новую жизнь в зашедшие в тупик федеральные расследования SEC, Министерства юстиции и NHTSA в отношении Маска и его компаний, и теперь у президента есть четкий мотив для возмездия.
Эти политические трудности возникают в то время, когда бренд Tesla уже страдает от все более непредсказуемой и противоречивой публичной персоны Маска. Его политические заявления и действия оттолкнули от Tesla значительную часть клиентов, традиционно придерживающихся левых взглядов, что вызвало протесты и нанесло ущерб имиджу компании в Северной Америке и Европе. Данные о продажах отражают этот ущерб: в этом году поставки в Европу сократились почти на 50%. В то время как рынок США был в некоторой степени изолирован из-за агрессивных скидок и отсутствия сильной конкуренции, отмена федеральной налоговой льготы может кардинально изменить ситуацию, оставив Tesla наедине с рынком, которому она способствовала.
Вчера для акций Tesla выдался непростой день, рынок закрылся на отметке 284,70 доллара, что чуть более чем на 47 долларов ниже, чем днем ранее. Сегодня еще один день, и рынок, похоже, отмахнулся от первоначальных опасений, поскольку Tesla демонстрирует уверенный рост и торгуется на уровне 299,32 доллара на момент написания статьи (предпродажная подготовка) - какое-то время для инвесторов Tesla это будет как на американских горках.
Источник