Сегодня Tesla опубликует финансовые результаты за второй квартал 2025 года, и сообщество электромобилистов внимательно следит за ними. Для компании, успех которой измеряется стремительным ростом, последние цифры указывают на серьезное замедление темпов роста. Суть финансовых показателей Tesla всегда была проста: сколько автомобилей она поставляет клиентам. Последние отчеты на этот счет вызывают много вопросов и задают мрачный тон предстоящему объявлению о доходах.
Ранее в этом месяце автопроизводитель объявил, что во втором квартале он поставил 384 122 автомобиля. Это огромное количество электромобилей по любым стандартам, но оно на 13,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и это напрямую повлияет на выручку Tesla.
Аналитики с Уолл-стрит ожидают цифру в районе 22,28 миллиарда долларов, что значительно ниже показателя в 25 миллиардов долларов, опубликованного во втором квартале 2024 года. Ожидается, что прибыльность также снизится, согласно консенсус-прогнозу, прибыль составит $0,40 на акцию по сравнению с $0,52 годом ранее. Картину осложняет тот факт, что Tesla произвела более 410 000 автомобилей, оставив на складе около 25 000 непроданных автомобилей, что говорит о том, что производство в настоящее время опережает спрос.
Глубокое погружение в один из самых важных рынков Tesla, в Калифорнию, выявляет проблему. В последнем квартале количество новых регистраций Tesla в штате сократилось на 21% в годовом исчислении, что стало седьмым квартальным снижением подряд в этом критически важном регионе.
Даже супермодель бренда не застрахована от неприятностей. В первой половине 2025 года количество регистраций в Калифорнии сократилось на 37%. В то время как Model Y и Model 3 остаются двумя самыми популярными автомобилями в штате, их сокращающаяся доля на рынке свидетельствует о растущем давлении со стороны потока новых электромобилей конкурирующих брендов.
Помимо снижения спроса на устаревший модельный ряд автомобилей, Tesla столкнется с финансовыми трудностями, которые угрожают ее прибыльности как никогда ранее. Самой большой проблемой является быстрое исчезновение доходов от нормативного кредитования. В течение многих лет Tesla занималась прибыльным побочным бизнесом, продавая эти "зеленые кредиты" другим автопроизводителям, которые не соблюдали государственные стандарты по выбросам вредных веществ.
Это была не мелочь на карманные расходы - за первые девять месяцев 2024 года на эти кредиты пришлось невероятные 43% чистой прибыли Tesla. Новый законопроект, отменяющий штрафы для автопроизводителей, которые не выполняют свои нормативы по выбросам вредных веществ, фактически уничтожил рынок этих кредитов.
Аналитики прогнозируют, что в следующем году этот доход может сократиться на 75% и полностью исчезнуть к 2027 году. Вторая проблема - приближающееся прекращение действия федеральной налоговой льготы в размере 7500 долларов для покупателей электромобилей, ключевого стимула, который помог сделать электромобили Tesla более доступными.
Поскольку основной автомобильный бизнес демонстрирует признаки напряженности, ожидается, что генеральный директор Илон Маск направит разговор в будущее. Вместо того чтобы сосредотачиваться на показателях продаж автомобилей, в обзоре доходов, скорее всего, будут преобладать новости о давно обещанных проектах, таких как сеть Robotaxi и робот-гуманоид Optimus.
Этот поворот к ИИ и робототехнике, похоже, находит отклик у инвесторов, поскольку основные вопросы акционеров, представленные на конкурс, почти исключительно касаются сроков и прогресса в реализации этих футуристических проектов. Это хорошо зарекомендовавшая себя тактика: когда реалии сегодняшнего дня суровы, нарисуйте убедительную картину завтрашнего дня, основанного на автономных транспортных средствах и роботах-помощниках.
Перед Tesla стоит гораздо более сложная задача, чем когда-либо за последние годы. Компания сталкивается с растущей конкуренцией, разрушением имиджа бренда, линейкой продуктов, нуждающейся в большем, чем просто обновление, и потерей важного дохода как от регулирующих льгот, так и от государственных стимулов.
Видение будущего, наполненного роботами Tesla и самоуправляемыми такси, заманчиво, но эти предприятия все еще далеки от получения дохода, необходимого для компенсации трудностей в их основном бизнесе - продаже электромобилей. На решения, предложенные Маском, уйдут годы, чтобы компенсировать доходы, которые Tesla может потерять в течение нескольких месяцев. Сегодня вечером мы все услышим, что планирует сделать самый богатый человек в мире, чтобы спасти пионера электромобилей. Может быть, мы наконец-то увидим "маленькую" Tesla, над которой работает компания?
Источник