Если вы следите за миром электромобилей, некоторые мероприятия начинают восприниматься как ежегодные традиции. Одно из них - обещание генерального директора Tesla Илона Маска о том, что автомобили компании вот-вот смогут ездить самостоятельно, без участия человека. Во время последнего телефонного разговора о доходах Маск повторил эту знакомую фразу, выразив уверенность в том, что полностью автономное вождение без присмотра (FSD) будет доступно некоторым клиентам "к концу этого года".
Новая система FSD представляет собой кардинальный сдвиг в наших представлениях о вождении. В настоящее время бета-версии систем Tesla Autopilot и FSD относятся к системам помощи водителю 2-го уровня. Проще говоря, это означает, что водитель всегда должен быть внимательным и готовым взять управление на себя. В случае АВАРИИ юридическая ответственность лежит на человеке, сидевшем за рулем.
Переход к "бесконтрольному" вождению повысит автономность системы до третьего уровня. В системе третьего уровня управление автомобилем осуществляется в определенных условиях, и если в течение этого времени что-то пойдет не так, автопроизводитель - в данном случае Tesla - будет нести ответственность. В этом разница между наличием очень полезного второго пилота и полной передачей управления.
Представитель Tesla описал переход как "всего лишь обновление программного обеспечения", но история показывает, что сроки могут быть более гибкими, чем заявлено. Это обещание было актуальной темой на протяжении почти десятилетия, часто используемой для привлечения внимания инвесторов и клиентов к будущему электромобилей.
Оглядываясь на отчет о доходах за второй квартал прошлого года, Маск сделал аналогичный прогноз. "Я был бы шокирован, если бы мы не смогли сделать это в следующем году [2025]", - сказал он тогда. "Следующий год кажется мне весьма вероятным". Теперь, когда мы вплотную подошли к этому "следующему году", планка была перенесена на конец этого года, чего и ожидали многие поклонники электромобильного гиганта.
Даже если Tesla уложится в этот новый срок, водителям по всей стране не стоит ожидать, что их автомобили начнут возить их на работу в первый день Нового года. Маск ясно дал понять, что поначалу внедрение системы будет сильно ограничено. "Я уверен, что к концу этого года в ряде городов США он будет доступен конечным пользователям", - пояснил он, добавив, что компания "крайне параноидально относится" к релизу.
Такой осторожный подход означает, что функция будет ограничена географическими рамками и будет работать только в пределах разрешенных зон в нескольких городах США. Она не будет доступна по всей стране на всех шоссе и боковых улицах. В Остине, штат Техас, уже можно ознакомиться с этой стратегией ограниченного выпуска. Там Tesla управляет сервисом Роботакси, который использует ее автономную технологию.
К самому сервису прилагается несколько примечаний. Он работает в строго контролируемой зоне города с геозонами. Это не футуристические автомобили, которые продемонстрировала Cybercabstesla, а стандартные модели YSUV. Самое главное, что в каждой поездке по-прежнему присутствует специалист по безопасности, готовый вмешаться. Сервис Robotaxi наглядно демонстрирует огромный технический и нормативный разрыв между ограниченным испытательным сроком с участием человека и широко распространенной системой для персональных электромобилей, по-настоящему неконтролируемой.
Перспектива создания автомобиля, способного самостоятельно управлять автомобилем, является святым граалем для многих производителей электромобилей и краеугольным камнем долгосрочной оценки Tesla. Компания настаивает на том, что оборудование, используемое в настоящее время в ее потребительских автомобилях, такое же, как и в автопарке Robotaxi, что говорит о возможности плавного перехода. Но путь от уверенного прогнозирования прибыли до полностью функциональной, одобренной законом и безопасной автономной системы на дорогах общего пользования далеко не прост.
Источник