Совет директоров Tesla утвердил новый компенсационный план для генерального директора Илона Маска на сумму около 22 миллиардов евро. Описанное как "промежуточное решение", новое соглашение о выплатах заменяет предыдущий, более крупный пакет, который был аннулирован судом штата Делавэр, и не требует одобрения акционеров компании.
Этот новый порядок выплат является прямым следствием судебного разбирательства по поводу компенсационного плана Маска на 2018 год. Первоначальная сделка, стоимость которой могла составить до 48 миллиардов евро, была отменена судьей в прошлом году. Суд постановил, что Маск, благодаря своему значительному влиянию на совет директоров, по сути, сам обговорил условия соглашения. В письме к акционерам правление Tesla назвало новую награду попыткой "исправить положение Маска" за ту ценность, которую он создал в рамках оспариваемого плана на 2018 год.
Письмо нашим акционерам в связи с присуждением премии CEO Interim Award 2025 года Дорогие коллеги-акционеры Tesla, сегодня мы объявляем о важном первом шаге в выплате компенсации Илону Маску за его выдающуюся работу в Tesla. Как вы знаете, Илон не получал существенной компенсации в течение восьми лет с тех пор, как…
По условиям новой сделки, Маск получит 96 миллионов акций Tesla с ограниченным доступом к продаже. Однако они не бесплатны. Он должен заплатить 19,92 евро за акцию, что соответствует цене исполнения опционов в аннулированном соглашении 2018 года. Исходя из недавней стоимости акций Tesla, общая стоимость этих акций составляет около 25 миллиардов евро, что составляет чистую стоимость после покупки примерно 22,79 миллиарда евро. Получение премии зависит от того, останется ли Маск на руководящей должности в компании по производству электромобилей в течение двух лет. После получения премии он должен владеть акциями не менее пяти лет.
Структура этой промежуточной премии 2025 года значительно отличается от сделки 2018 года. Первоначальный план был полностью основан на результатах деятельности, предполагая высокий риск и высокую прибыль. Она состояла из опционов на акции, которые были реализованы только после того, как Tesla достигла ряда амбициозных показателей, связанных с ее рыночной капитализацией и финансовыми показателями.
К началу 2023 года Маск выполнил все поставленные задачи, увеличив стоимость компании примерно с 43 миллиардов евро до более чем 555 миллиардов. В этот период он не получал зарплату, поставив все на рост производителя электромобилей. В отличие от этого, новый пакет предназначен для удержания сотрудников, а его распределение зависит от отработанного времени, а не от результатов работы компании.
Решение совета директоров вызывает много вопросов, отчасти потому, что оно обходит процедуру голосования акционеров. Хотя план на 2018 год был одобрен инвесторами, эта временная замена была принята исключительно специальным комитетом совета директоров, и Маск взял самоотвод. Компания предусмотрела меры предосторожности для предотвращения "двойного провала"; если суды штата Делавэр в конечном итоге восстановят первоначальное решение за 2018 год, этот новый временный план будет аннулирован.
Этот пакет в 26 миллиардов долларов может быть только началом. Совет директоров уже объявил, что разрабатывает новый "долгосрочный" компенсационный план для Маска, который будет представлен акционерам на голосование в ноябре. Это следует из публичных заявлений Маска о желании увеличить свою долю в Tesla примерно до 25%. Он утверждает, что такая доля необходима для того, чтобы направлять будущее компании в области искусственного интеллекта и робототехники и защищаться от инвесторов-активистов, но при этом не давать ему столько контроля, чтобы его "нельзя было вышвырнуть, если он сойдет с ума".
Новая зарплата лишь увеличит его долю примерно до 15%, что говорит о том, что предстоящее предложение в ноябре будет направлено на то, чтобы приблизить его к целевому показателю в 25%. Все это происходит в то время, когда Tesla теряет контроль над своей долей рынка по всему миру, поскольку переживает, вероятно, худшие 6 месяцев в своей истории.Продажи в Европе снижаются, только в прошлом месяце в Китае было зафиксировано падение продаж почти на 8,5%, и единственный ответ, который есть у компании, - это ее служба Роботакси, управляемая настоящими водителями из плоти и крови.
Источник