Tesla запустила сервис по вызову такси в районе залива Сан-Франциско, назвав его "Роботакси", но ключевая фигура в мире автономных транспортных средств так же не уверена в этом, как и мы. Джон Крафчик, бывший генеральный директор Waymo, предполагает, что предложение Tesla не является прорывом в области самоуправляемых электромобилей, как следует из его названия. Его основная мысль проста: если в машине сидит сотрудник, это не роботакси.
Крафчик, который с 2015 по 2021 год руководил проектом Google по созданию самоуправляемых автомобилей, когда он превратился в коммерческую компанию Waymo, выступил с резкой критикой нового предприятия Tesla. Когда его спросили, что он думает о запуске, он выразил это с долей сарказма. "Если они стремились воссоздать современный сервис Uber в районе Бэй-Ривер, - сказал Крафчик, - то, похоже, у них это получилось".
Новый сервис Tesla, который в настоящее время доступен только по приглашению, использует электромобили компании для перевозки пассажиров по городу. Однако за рулем должен находиться человек, отвечающий за безопасность. Причина этого кроется в нормативных актах. Tesla еще не подавала заявку и не получала необходимых разрешений от Калифорнийского департамента автотранспорта (DMV) на тестирование или эксплуатацию полностью беспилотных транспортных средств в штате.
В Остине, штат Техас, где действуют другие правила, контролер безопасности находится на пассажирском сиденье, но за рулем по-прежнему присутствует сотрудник. Для Krafcik эта деталь - все. "Это (довольно очевидно) не роботакси, если в машине есть сотрудник", - заявил он.
Дискуссия сосредоточена на том, что на самом деле определяет автономное транспортное средство. Общество инженеров автомобильной промышленности (SAE) установило шесть уровней автоматизации вождения, от уровня 0 (без автоматизации) до уровня 5 (полная автоматизация). Настоящее роботакси, не требующее вмешательства человека, будет работать на уровне 4 или 5.
На этих уровнях системы автомобиля отвечают за выполнение всех задач вождения в определенных условиях (уровень 4) или при любых условиях (уровень 5). Tesla еще не получила разрешение Калифорнии на тестирование своих электромобилей на уровне 3 или выше, что вызывает вопросы по поводу бренда "Роботакси".
В защиту своей позиции Крафчик сослался на собственную историю Waymo. Когда в 2017 году Waymo запустила в Аризоне свою "программу раннего райдера", она имела некоторое сходство с нынешним проектом Tesla. Программа была рассчитана на избранную группу людей, и в автомобилях были водители, обеспечивающие безопасность, но ключевым отличием было то, как она была представлена публике.
Он сказал, что Waymo была осторожна и не называла эту услугу "роботакси" на этапе ее разработки с участием человека-наблюдателя. Он считает, что для отрасли было бы лучше, если бы Tesla придерживалась аналогичного, более прозрачного подхода.
С конца 2020 года Waymo осуществляет платные поездки без водителя в Финиксе. С тех пор компания расширила свою деятельность в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Остине, имея парк из более чем 1500 электромобилей, работающих без водителя.
Через